Покаяние
Введение
Христианство — что это ? На чем основано и во что верят люди, называющие себя верующими в Иисуса Христа ?
По большому счету , вера основана на Слове Божьем. И Слово Божье — это навигатор, тренер мозга и руководство к жизни . Но в Ней есть что то особенно важное , то , с чего все начинается и то, на чем основывается христианская вера .
В евангелии от Иоанна 14:23-24 Иисус сказал ученикам: «Если кто любит Меня, то станет исполнять Моё учение, и Мой Отец возлюбит того, и тогда Мы придём к Нему и пребудем с Ним. Кто не любит Меня, тот не исполняет Моё учение; учение же, которое вы слышите, исходит не от Меня, а от Отца, пославшего Меня.» Возникает вопрос — что это за учение , исполняя которое , мы можем быть уверены , что Сам Бог Отец придёт с Иисусом и будет с нами? Что так важно знать и исполнять ? Библия Сама Себя трактует, т.е. поясняет Сама Себя. И в послании к Евреям 6:1-2 написано:
«Поэтому давайте завершим начальные уроки учения Христа и перейдём к зрелости. Давайте не будем возвращаться к тому, с чего начали. Мы начали с того, что покаялись в делах, ведущих к смерти, и поверили в Бога, с учения о крещениях и возложении рук, воскресении из мёртвых и о вечном суде.»
Итак, начальные уроки учения Христа — это учение о покаянии (или обращение от мертвых дел), вера в Бога, учение о крещениях , возложении рук , воскресение тела и суд вечный . Таким образом, если мы понимаем эти истины и живём в соответсвии с ними, то мы можем быть уверены , что Бог с нами пребудет всенепременно. Какую же ещё мотивацию нужно нам , чтобы поспешить понять и применять в жизни , то , чему учит нас Сам Иисус Христос ?
Второй аргумент. В Иоана 17:17-23 перед своей смертью Иисус молиться Богу Отцу и просит, чтобы все , кто уверуют в Него были едины. Единство верующих станет причиной уверования этого мира в жертву Сына Божьего ! Любовь и единство отличает христиан от людей этого мира. А единство достигается учением Христа. Не учением деноминации или религиозного течения, а учением Христа. Тем мы с вами и занимаемся .
Иоана 17:17-23: «Подготовь их к служению Себе через истину. Твоё учение есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. Я готовлюсь к служению Тебе ради них, Я молю Тебя не только за них, но и за тех, кто поверит в Меня благодаря их учению, чтобы все были единым целым, так как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе. Я молюсь, чтобы они были едины с Нами, и тогда мир поверит, что Ты послал Меня. Я дал им славу, которую Ты дал Мне, чтобы они стали едины, как Ты и Я. Я буду един с ними, а Ты – со Мной. Пусть и они будут в полном единстве, чтобы мир узнал, что Ты послал Меня и возлюбил их так же, как Меня.»
Итак, начнём ,пожалуй…
Покаяние. Или обращение от мертвых дел.( Евр. 6:1.)
Покаяние буквально: «изменение мыслей», «изменение, перемена». Передумать.
Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь. В качестве синонима покаянию в Библии иногда используется слово «обращение» (например, «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». (Иер. 18:11))
Прежде всего, важно понять, что на самом деле понимается в Писании под словом “покаяние”.
Сутью “покаяния” в Новом Завете является не эмоция, а решение.
Очень важно навести ясность в этом вопросе, потому что это поможет рассеять многие недоразумения, связанные со словом “покаяние”. У многих людей “покаяние” ассоциируется с эмоциями — проливанием слез и т. д. Однако, человек может переживать очень эмоционально и проливать много слез и, тем не менее, никогда не покаяться.
У многих людей покаяние опять-таки ассоциируется с исполнением неких особых религиозных ритуалов и установлений. Но снова: возможно пройти через много ритуалов и, тем не менее, не покаяться в истинном Библейском смысле.
Истинное покаяние состоит именно в этом твердом внутреннем решении- передумать.
Если мы обратимся к Ветхому Завету, то обнаружим, что то слово, которое наиболее часто переводится как “покаяться”, означает “повернуться”, “вернуться”, “возвратиться”. Это прекрасно согласовывается со смыслом покаяния, раскрываемым в Новом Завете. Новозаветное слово означает внутреннее решение, внутреннюю перемену ума.
Итак, покаяние -это умом своим передумать жить так как жил до сего дня, и развернуться на 180 градусов и пойти в совершенно другом — противоположном направлении- вернуться к Богу. Уступить трон своего сердца Христу . Сдаться: я не знаю как жить ! Научи ! Буду следовать за Тобой ! Сказать : « Сдаюся»и бежать к Богу с поднятыми руками и сокрушенным сердцем .
Начало взаимоотношений грешника с Богом- покаяние
Луки 15:11-32 Притча о блудном сыне. !!!Прочтите ее самостоятельно !!!
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
- встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
- и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
- Встал и пошел к отцу своему.»
В этот момент, как мы читаем в стихе 18, он принимает решение. Он говорит: “Встану, пойду к отцу моему…”. Встал и пошёл.
В своем естественном, невозрожденном, грешном состоянии, каждый из рожденных на земле людей стоит спиной к Богу, своему Отцу, и небу — своему дому. В этом состоянии всякий предпринимаемый им шаг, это шаг в направлении, противоположном Богу и небу. По мере того, как он идет по этому пути — свет позади, а впереди — тьма. С каждым шагом — ближе к концу, ближе к могиле, ближе к аду, ближе к нескончаемой тьме утраченной вечности.
Всякому, идущему этим путем, в первую очередь нужно остановиться, переменить свои мысли, повернуться назад, найти противоположный путь и идти по этому пути, спиной ко тьме и лицом ко свету.
Этот первостепенный поступок называется в Писании “покаянием”. Всякий грешник, который желает примириться с Богом, должен предпринять этот шаг: остановиться , передумать , развернуться и пойти к Богу Отцу.
Разовый акт — один раз для примирения с Богом и ….процесс длиною в жизнь : каждый день согрешаем и каждый день оставляем грехи и идём дальше.
Покаяние и сожаление
Мтф 27:3,4: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.»
Какой ужасный и отрезвляющий пример! Из-за своего упрямства и своеволия человек может зайти так далеко, что отрежет все пути возврата к тому месту, где он добровольно захлопнул за собой дверь покаяния. Иуда раскаялся , но не покаялся в библейском понимании — он не вернулся к Богу. Он не верил в милость и любовь Бога .
Единственный путь к вере- покаяние.
Весь Новый завет категорично утверждает, что истинной вере всегда предшествует истинное покаяние; без истинного покаяния не может быть истинной веры.
Призыв к покаянию начинается с вступления к Новому Завету, со служения Иоанна Крестителя, как это написано в Ев. от Марка 1:3-4:
“Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему”.
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.»
Мы видим здесь, что призыв Иоанна к покаянию был подготовкой для явления Мессии Израилю. До тех пор, пока Израиль не покаялся перед Богом, их долгожданный Мессия не мог быть им явлен.
Немного дальше, в Ев. от Марка 1:14-15, мы читаем содержание первой проповеди Самого Христа после того, как Иоанн приготовил Ему путь.
«После же того, как был предан Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.»
Итак, мы видим, что первая заповедь, сошедшая с уст Христа, была не к уверованию, но к покаянию. Сначала покайся, затем веруй.
После смерти и воскресения Христа, когда Он послал учеников ко всем народам земли с Евангельской вестью, опять-таки первым словом Его посланничества было “покаяние”. Мы читаем Ев. от луки 24:46-47:
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.»
Снова, сначала покаяние, затем прощение грехов.
В Деяниях 2:37-38, запечатлено, как вскоре после этого наставления Христа, апостолы, через своего оратора Петра, начали исполнять это посланничество. В стихе 37, после того, как Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, убежденная, но все же не обращенная толпа спросила:
“…Что нам делать, мужи братия?” Они получили моментальный и точный ответ на этот вопрос:
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа.»
И, наконец, как мы уже видели в посл. к Евреям 6:1-2, порядок азов христианской веры следующий: во-первых, обращение от мертвых дел (покаяние); затем, вера; затем, крещение и пр.
Итак
На протяжении всего Нового Завета без исключения покаяние рассматривается как первая реакция грешника на Евангелие. Это Божье требование. Ничего не должно предшествовать ему, и ничто не может заменить его.
Покаяние в послание к Евреям 6:1 обозначено как обращение от мертвых дел. Что такое мертвые дела пред Богом?
Пророк, восклицая в книге Исайи 64:6:
«…вся праведность наша — как запачканная одежда…»
Речь не о явном грехе или нечестии. Даже те поступки, которые совершаются во имя религии и морали, если они не основаны на истинном покаянии и вере, неприемлемы перед лицом Божьим. Если милостыни, молитвы, посещение церкви, всякий религиозный обряд и установление не основаны на покаянии и вере, то все они являются “мертвыми делами” и “запачканной одеждой”! Всякое дело , которое делает человек , не думая о Боге и не прославляя Бога — является мертвым делом. Оно хорошо в глазах человека , но пред Богом это, как запачканная одежда.
Почему мы делаем добро: прославить себя или прославить Бога ?
Подчеркнем еще один факт в связи с Библейским покаянием.
Такое покаяние начинается с Бога, а не с человека. Человек не может покаяться сам по себе, но только под действием свободной и суверенной благодати Божьей. Человек не способен к покаянию вне действия Божьей благодати и движения Его Духа. По этой причине псалмопевец трижды восклицает в Псалме 79:4, 8 и 20:
«Боже! восстанови нас… и спасемся!»
Слово, переведенное здесь как “восстанови нас” дословно означает “верни нас обратно”. Иеремия использует то же самое слово в Плаче Иеремии 5:21
«Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся…»
Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины! ( 1 Тим. 2:4).
«Кайтесь в своих грехах за день до смерти» – говорит старая еврейская мудрость. Замечательные слова! Действительно, никто не знает дня своего смерти – может быть, он наступит и завтра. В таком случае покаяться за день до смерти означает сделать это сегодня.
Вопросы :
Перед началом работы над вопросами, Вы можете попросить Бога помочь Вам и Вы удивитесь -как легко и понятно станет Вам все то , что вы прочли .
1.1. Кто автор покаяния :Бог или человек ? Почему? Может ли человек покаяться сам в любой момент времени?
Псалом 79:4, 8 и 20, Иеремия 5:21.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Мертвые дела это:
Евр. 6:1 , Исая 64:6:
…вся праведность наша — как запачканная одежда…
- «Посещение церкви»
- «Пост»
- «Молитва»
- «Милостыня»
- «Благотворительность»
- «Добрые дела»
- «Все вышеперечисленное, если это не основано на покаянии и вере».
1.3. С чего начинаются взаимоотношения человека с Богом и вера?
( Марка 1:14-15 , Марк. 1:3-4, Лук. 24:46-47, Деяния 20: 20-21)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Чем отличается покаяние от сожаления ? Приведите пример из Библии .
Мтф. 27:3-4 , Евр. 12:16-17 ( Быт. 25:34)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Дайте определение слову Покаяние- это:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Что для Вас значит жизнь в покаянии? Что значит каяться в своих грехах за день до смерти?( Евр. 10:26-27)
________________________________________________________________________________________
1.7. Задание : выучить стих 1 Тим. 2:4 .
Настоятельная рекомендация : все ответы подкреплять Словом Божьим .
Благодати Вам!